Table of contents
УДК 666.972.55 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-3-7 В.В. БЕДАРЕВ, канд. техн. наук (ooo-rigul@mail.ru), Н.В. БЕДАРЕВ, инженер, А.В. БЕДАРЕВ, инженер ООО «Ригул» (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 99-318)
Представлены результаты экспериментальных исследований по применению золы-уноса ТЭC для получения
высокопрочных бетонов или замещения части цемента в составе бетонной смеси золой ТЭC. Результаты экс-
периментальных исследований показывают высокую эффективность разработанного на основе золы-уноса
ТЭC полифункционального комплекса АПБ (зола-уноса+) при получении бетонов высоких классов и возмож-
ности замещения значительной части цемента в составе бетонной смеси. Для получения бетонов повышен-
ной прочности количество АПБ (зола-уноса+), дополнительно вводимой в состав бетонной смеси, составляет
от 5 до 100% от массы цемента. При этом может быть достигнуто увеличение прочности бетона в 2–2,3 раза
в сравнении с прочностью бетона базового состава. Замещение части цемента в составе бетонной смеси
полифункциональным комплексом АПБ (зола-уноса+) в количестве от 5 до 80% позволяет сохранить проч-
ность бетона на уровне прочности бетона базового состава. Показана возможность утилизации практически
неограниченных объемов отходов сжигания углей и снижения расхода цемента в бетонных смесях. При этом
снижается антропогенное воздействие на биосферу и величина углеродного следа, как при производстве -
тепловой и электрической энергии, так и при производстве цемента.
Ключевые слова: зола-уноса, прочность бетона, бетонная смесь, углеродный след.
Для цитирования: Бедарев В.В., Бедарев Н.В. Бедарев А.В Применение золы ТЭC для получения высоко-
прочных бетонов и снижения расхода цемента // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 3–7.
DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-3-7
УДК 691.3:614.841.34 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-10-19
И.С. КУЗНЕЦОВА, канд. техн. наук (1747139@mail.ru), В.Г. РЯБЧЕНКОВА, инженер, Д.В. АКОПЯН, инженер Лаборатория температуростойкости и диагностики бетона и железобетонных конструкций НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство» (141367, Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Загорские Дали, 6-11)
Приведены результаты экспериментальных исследований огнестойкости плитных конструкций из фибробето-
на с добавкой стеклопластиковой макрофибры. Огневым испытаниям подлежали натурные плиты сплошного
сечения с армированием стальной арматурой и арматурой стеклокомпозитной. В ходе экспериментов про-
верялась возможность повышения предела огнестойкости плит с композитной арматурой за счет введения
стеклопластиковой макрофибры в бетон, по аналогии с полипропиленовой микрофиброй. По результатам
исследований установлено, что введение стеклопластиковой макрофибры в бетон не увеличивает предела
огнестойкости по потере несущей способности плитных конструкций, но повышает интенсивность взрывоо-
бразного разрушения бетона и степень поврежденности обогреваемой поверхности при пожаре, а в тонко-
стенных конструкциях толщиной 50 мм приводит к образованию сквозных трещин, отверстий и наступлению
предела огнестойкости по потере целостности. Кроме того, стеклопластиковая макрофибра обладает повы-
шенной токсичностью при пожаре, что обусловливает необходимость ограничения области ее применения
для зданий жилищного, общественного и промышленного назначения, особенно разного рода тоннелей, где
эксплуатация объектов связана с массовым пребыванием людей.
Ключевые слова: пожар, предел огнестойкости, плитные конструкции, взрывообразное разрушение бетона,
фибробетон, стеклопластиковая макрофибра, арматура стеклокомпозитная.
Для цитирования: Кузнецова И.С., Рябченкова В.Г., Акопян Д.В. Огнестойкость плитных конструкций из
фибробетона с добавкой стеклопластиковой макрофибры
УДК 624.155.113 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-20-24
Д.Ю. СНЕЖКОВ1, инженер; С.Н. ЛЕОНОВИЧ1,2, д-р техн. наук, иностранный академик РААСН (sleonovich@mail.ru); Н.А. БУДРЕВИЧ1, инженер 1 Белорусский национальный технический университет (220013, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 65) 2 Qingdao University of Technology (266033, China, 11 Fushun Rd, Qingdao)
Изложены результаты натурных исследований буронабивных свай по комплексной методике, включающей ис-
пытания сейсмоакустическим методом и методом ультразвукового межскважинного мониторинга. Комплекс-
ные испытания позволили произвести оценку не только однородности ствола сваи, наличия различного рода
дефектов, но и дали возможность определить прочность при сжатии бетона ствола сваи по всей ее длине. Это
особенно важно, поскольку сваи будут подвергаться нагрузкам около 1000 т. Ультразвуковой межскважинный
мониторинг в дополнение к сейсмоакустическому методу позволяет получить более реалистичную картину
свайной конструкции, а также дать технологу и конструктору прочностные показатели конструкционного бе-
тона сваи с шагом 500 мм по длине ствола. Эта информация важна как для производителей работ, имеющих
возможность сразу же отреагировать на недостатки бетонирования, так и для конструкторов, своевременно
вносящих корректировки в расчет. Объектом исследования были выбраны буронабивные железобетонные
сваи диаметром ~ 800 мм. Предмет исследования: сейсмоакустический (эхоимпульсный) метод контроля же-
лезобетонных буронабивных свай, межскважинный ультразвуковой мониторинг. Цель работы: исследование
однородности структуры буронабивных свай; определение фактической длины свай; выявление дефектов
свай; оценка прочности при сжатии бетона ультразвуковым импульсным методом.
Ключевые слова: сваи буронабивные, неразрушающий контроль, эхоимпульсный метод, межскважинный
ультразвуковой мониторинг.
Для цитирования: Снежков Д.Ю., Леонович С.Н., Будревич Н.А. Методика испытаний буронабивных
свай сейсмоакустическим и ультразвуковым методами // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 20–24.
DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-20-24
УДК 001.891:691.32:666.97 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-25-29
В.А. СОЛНЦЕВ, инженер (solncev_va@mail.ru), П.А. ЖАДОБИН, инженер (pavel.zhadobin@yandex.ru), Л.П. ХАРИТОНОВА, инженер Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6, к. 5)
При строительстве морских трубопроводов обетонирование труб используется как защитная и утяжеляющая
конструкция. Требования к водопоглощению бетона устанавливаются лишь для обеспечения коррозионной
стойкости бетона. При определении проектных характеристик описанных выше конструкций не учитывается,
что у насыщенного водой бетона повышается балластирующая способность, которая позволяет обеспечить
устойчивость проектного пространственного положения магистрального газопровода подводных переходов
на весь период работы газопровода. Определение фактического водопоглощения бетона под давлением мо-
жет позволить уменьшить объем используемого бетона, а также снизить стоимость балластировки при обес-
печении устойчивого положения трубопровода. В статье описана новая разработанная методика по опре-
делению водопоглощения бетона под давлением воды на базе установки УВФ-6/09. Показаны полученные
экспериментальные данные по водопоглощению бетона при различных величинах давления воды. Приведен
анализ результатов экспериментальных исследований.
Ключевые слова: тяжелый бетон, цемент, песок, щебень, водопоглощение бетона.
Для цитирования: Солнцев В.А., Жадобин П.А., Харитонова Л.П. Исследование водопоглощения бетона, находя-
щегося в воде под давлением, с целью оценки балластирующих свойств бетонного покрытия морских трубопро-
водов // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 25–29. DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-25-29
УДК 693.54:571.542 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-30-34
В.В. МАЛЮК1, инженер (mvv.77@mail.ru), В.Д. МАЛЮК1, канд. техн. наук; С.Н. ЛЕОНОВИЧ2, 3, д-р техн. наук, иностранный академик РААСН (sleonovich@mail.ru) 1 Филиал «ЦНИИП Минстроя России» ДальНИИС (690033, г. Владивосток, ул. Бородинская, 14) 2 Белорусский национальный технический университет (220013, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 65) 3 Qingdao University of Technology (266033, China, 11 Fushun Rd, Qingdao)
Приведены методы проектирования морозостойких и высокоморозостойких бетонов и технологий бетонных
работ, применяемых при строительстве портовых сооружений на о. Сахалин. Даны обоснования для со-
вершенствования методов проектирования и технологии бетонных работ с учетом реальной работы бетона
в сооружении. Анализ строительства портовых сооружений на о. Сахалин с использованием традиционной
и современной технологии бетонных работ позволил выявить преимущества и недостатки традиционной и
современной технологий бетонных работ. Показано, что на основе принципов традиционной технологии бе-
тонных работ можно получать бетоны высокой стойкости для конструкций портовых сооружений в условиях
морозного воздействия. Принципы современной технологии, основанные на использовании в бетонах до-
бавок-модификаторов для улучшения технологических свойств бетонной смеси и повышения качественных
показателей бетона, позволяют повысить морозостойкость на два порядка. Установлено, что наблюдаемые
разрушения бетона после первого зимнего сезона связаны с технологическими просчетами, которые не
учитывают реальную работу бетона в сооружении. Сравнительный анализ различных технологий бетона,
условий работы и показателей его качества в конструкциях позволил установить определяющие качествен-
ные показатели внешних воздействий и бетона, которые целесообразно принять за основу совершенство-
вания технологии бетона и формулировки концепции модели долговечности бетона в условиях морозного
воздействия.
Ключевые слова: морозостойкость, бетонные работы, проектирование технологии, долговечность,
расчетная модель.
Для цитирования: Малюк В.В., Малюк В.Д., Леонович С.Н. Совершенствование методов проектирования
и технологии бетонных работ (на примере о. Сахалин) // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 30–34.
DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-30-34
УДК 691.328.1 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-35-40
С.А. ЗЕНИН, канд. техн. наук (lab01@mail.ru), А.Н. БОЛГОВ, канд. техн. наук (200651@mail.ru), А.З. СОКУРОВ, канд. техн. наук (6618188@gmail.com), О.В. КУДИНОВ, инженер (lab01@mail.ru) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6, к. 5)
В НИИЖБ им. А.А. Гвоздева выполнена научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР),
основной задачей которой являлась оценка прочности на продавливание плоских плит перекрытий из моно-
литного железобетона в зонах опирания на торцы стен. В рамках исследования проведены опытные, а также
расчетно-теоретические исследования по вопросу определения прочности фрагментов плоских плит перекры
тий на продавливание в зонах торцов стен. На основании полученных результатов исследований и их анализа
установлено, что имеет место влияние изгибающих моментов в плоскости стен на прочность плиты на про
давливании. Это требует соответствующего учета в методиках расчетов.
Ключевые слова: железобетон, продавливание, плита, торцы стен, прочность, расчет.
Для цитирования: Зенин С.А., Болгов А.Н., Сокуров А.З, Кудинов О.В. Прочность на продавливание пло-
ских плит перекрытий в зонах опирания на торцы стен // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 35–40.
DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-35-40
УДК 691.973.6:623.748 DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-41-44
В.В. РЕМНЁВ, д-р техн. наук (rema97776952@yandex.ru) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство», Центр № 11 (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6, к. 5)
Проанализированы основные строительно-технические свойства и конкретные преимущества монолитного
пенобетона, позволяющие применять его в системах аварийного торможения воздушных судов, устанавлива-
емых на взлетно-посадочных полосах аэродромов. Разработаны монолитные пенобетоны марок по плотности
D200–D500 с объемом пор от 65–85%. Показано, что такие важные физико-технические свойства бетонов, как
средняя плотность, теплопроводность, прочность и морозостойкость, зависят от показателей качества макро-
пористой структуры пенобетонов и структуры межпоровых перегородок (мембран). Установлено снижение
прочности пенобетона по мере увеличения дисперсии пористости. Показано, что увеличение водотвердого
отношения приводит к значительному улучшению распределения пор.
Ключевые слова: система аварийного торможения самолетов, взлетно-посадочная полоса, монолитный
пенобетон, структура поробетона, пористость.
Для цитирования: Ремнёв В.В. Возможность применения монолитных пенобетонов в системах аварийного
торможения воздушных судов // Бетон и железобетон. 2022. № 2 (610). С. 41–44.
DOI: https://doi.org/10.31659/0005-9889-2022-610-2-41-44