Table of contents
В.И. ТРАВУШ1, д-р техн. наук, профессор, вице-президент РААСН (info@gorproject.ru); Р.Ш. ШАРИПОВ2, канд. техн. наук (wander-er1@yandex.ru), Ю.С. ВОЛКОВ2, канд. техн. наук, почетный член РААСН (volkov@cstroy.ru) 1 ЗАО «Горпроект» (105064, г. Москва, Нижний Сусальный пер., 5, стр. 5А) 2 Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, 2-я Институтская ул., 6)
Проанализировано современное состояние технического регулирования строительства в РФ. Отмечается, что
до настоящего времени в этой области не решен ряд проблем. Одна из них – противоречивость обязатель-
ности и добровольности применения нормативов в проектной и производственной практике. Утвержденный
4 июля 2020 г. Постановлением Правительства № 985 Перечень нормативных документов обязательного
применения, как и предыдущий, содержит концептуальные ошибки, когда нормативный документ делится
на части для добровольного и обязательного применения. Согласно положениям технического регламента
«О безопасности зданий и сооружений» ст. 6, п. 7, документы, применяемые на добровольной основе, также
обеспечивают выполнение обязательных требований этого регламента. Существуют неясности с обязатель-
ным выполнением требований, так как регламент «О безопасности зданий и сооружений» содержит положе-
ния о возможности соблюдения обязательных требований на альтернативной основе. Даны предложения по
возможным направлениям устранения выявленных недостатков.
Ключевые слова: технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», нормативные документы,
добровольное выполнение, обязательные требования.
Для цитирования: Травуш В.И., Шарипов Р.Ш., Волков Ю.С. Вопросы совершенствования строительных
норм // Бетон и железобетон. 2021. № 4 (606). С. 3–7.
Е.Е. ШАЛЫЙ1, инженер (john_shamali@mail.ru); С.Н. ЛЕОНОВИЧ2, 3, д-р техн. наук, иностранный академик РААСН (sleonovich@mail.ru); Н.А. БУДРЕВИЧ2, инженер 1 Дальневосточный федеральный университет (690091, г. Владивосток, пос. Аякс, корп. 12, каб. Е920) 2 Белорусский национальный технический университет (220013, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 65) 3 Qingdao University of Technology (266033, China, 11 Fushun Rd, Qingdao)
Коррозия арматуры морских и прибрежных гидротехнических сооружений вследствие хлоридной агрессии и кар-
бонизации бетона ведет к резкому снижению безопасности сооружения. Арматура подвергается процессу депас-
сивации, как только содержание хлорида на ее поверхности превысит пороговую концентрацию либо значение
рН в защитном слое бетона уменьшится до порогового значения в результате карбонизации. При проникновении
кислорода до поверхности арматуры реализуются электрохимические реакции с образованием продуктов корро-
зии. Это приводит к растрескиванию защитного слоя бетона, уменьшению площади сечения арматуры. В работе
предложен метод прогнозирования комплексной деградации железобетонных конструкций прибрежных сооруже-
ний с учетом различных механизмов коррозионного износа, что позволяет разработать эффективные способы
повышения долговечности и ремонтопригодности конструкций, эксплуатируемых в морской среде.
Ключевые слова: гидротехническое сооружение, бетон, карбонизация, хлоридная агрессия.
Для цитирования: Шалый Е.Е., Леонович С.Н., Будревич Н.А. Влияние эксплуатационных нагрузок на дегра-
дацию железобетона морских сооружений // Бетон и железобетон. 2021. № 4 (606). С. 8–13.
В.П. БЛАЖКО, канд. техн. наук (ihtias46@mail.ru) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство» (109428, г. Москва, 2-я Институтская ул., 6)
Описаны общие характеристики конструктивной системы полносборного каркаса из «Н»-элементов.
«Н»-элемент – это рама из двух стоек, каждая высотой на один этаж, соединенных монолитно с ригелем. Из
этих элементов собираются конструктивные ячейки с продольным, поперечным или перекрестным располо-
жением несущих рам. Стыки стоек с ригелями жесткие и располагаются посредине высоты этажа. Общая
пространственная устойчивость каркаса обеспечивается за счет компоновки рамных элементов, а также при-
менения различного рода связей. Плиты перекрытий сборные. Стыки стоек рам сборно-монолитные с при-
менением комбинированных муфт. Соединения «Н»-элементов – на стяжках с применением тяжей из гладкой
арматуры или винтового арматурного проката.
Ключевые слова: железобетон, индустриальное производство, каркас здания, рамы.
Для цитирования: Блажко В.П. Каркас сборный пространственный со стыками на винтовых муфтах // Бетон
и железобетон. 2021. № 4 (606). С. 14–19.
Е.А. САДОВСКАЯ1, инженер (elena_koleda@bk.ru); С.Н. ЛЕОНОВИЧ1,2, д-р техн. наук, иностранный академик РААСН (snleonovich@yandex.ru, CEF@bntu.by); Н.А. БУДРЕВИЧ1, инженер 1 Белорусский национальный технический университет (220013, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 65) 2 Qingdao University of Technology (266033, China, 11 Fushun Rd, Qingdao)
Нанофибробетон – это строительный материал, отличающимся высоким показателем трещиностойкости.
Определение коэффициента интенсивности напряжений нанофибробетона позволяет правильно оценить
стойкость материала при образовании и развитии трещин. В представленной работе изложена многопараме-
тричная методика оценки показателей качества нанофибробетона. Предлагаемая методика позволяет оце-
нить качество нанофибробетонной конструкции в лабораторных условиях и при проведении строительных
работ. Для контроля на строительной площадке используются современные и уже давно известные методы
неразрушающего контроля, такие как ультразвуковое прозвучивание, ультразвуковая томография, упругий
отскок, отрыв со скалыванием. Для лабораторных исследований методикой предусмотрено изготовление
образцов-призм. Образцы для испытаний могут быть заформованы либо вырезаны из тела конструкции. Дан-
ная методика позволяет в лабораторных условиях изучить такие параметры материала, как прочность на рас-
тяжение при изгибе, прочность на растяжение при раскалывании, критический коэффициент интенсивности
напряжений при нормальном отрыве, критический коэффициент интенсивности напряжений при поперечном
сдвиге, энергозатраты на отдельные этапы деформирования и разрушения образца. Причем предусмотрено
получение всех параметров на одном образце из серии, что исключает погрешности и неточности показате-
лей качества материала, связанные с разными условиями твердения, формования, неточностями в дублиро-
вании состава.
Ключевые слова: трещиностойкость, нанофибробетон, ультразвуковая томография, методика оценки
качества, прочность на растяжение, критический коэффициент интенсивности напряжений.
Для цитирования: Садовская Е.А., Леонович С.Н., Будревич Н.А. Многопараметричная методика оценки показа-
телей качества нанофибробетона для строительной площадки // Бетон и железобетон. 2021. № 4 (606). С. 20–28.
В.В. БЕЛОВ, д-р техн. наук, зав. кафедрой «Производство строительных изделий и конструкций» (vladim-bel@yandex.ru), И.В. ОБРАЗЦОВ, канд. техн. наук, инженер Центра электронных образовательных ресурсов (sunspire@list.ru) Тверской государственный технический университет (170026, г. Тверь, наб. Аф. Никитина, 22)
Рассмотрены и обобщены основные закономерности формирования оптимальной зерновой структуры стро-
ительных композиционных материалов на цементной основе с минеральными наполнителями. Предложен
комплексный способ компьютерной 3D-реконструкции зерновой структуры и расчета оптимальных составов
сырьевых смесей, позволяющий варьировать широкий спектр параметров и оценивать производные свойства
дисперсных систем, а также подбирать оптимальные гранулометрические составы смесей. Представлены экс-
периментальные данные исследований по достижению оптимальной структуры строительного композицион-
ного материала.
Ключевые слова: дисперсная система, структурообразование, пространственная структура, структурная
топология, оптимальная гранулометрия, плотная упаковка, компьютерная реконструкция, модель.
Для цитирования: Белов В.В., Образцов И.В. Оптимальные структуры сырьевых смесей при изготовлении
строительных цементных композитов // Бетон и железобетон. 2021. № 4 (606). С. 29–38.
А.Н. БОЛГОВ, канд. техн. наук (200651@mail.ru), С.И. ИВАНОВ, канд. техн. наук (5378018@mail.ru), А.З. СОКУРОВ, канд. техн. наук (6618188@gmail.com), А.В. НЕВСКИЙ, канд. техн. наук (lokop888@gmail.com) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт бетона и железобетона – НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, АО «НИЦ «Строительство», Лаборатория № 2 (109428, г. Москва, ул. 2-я Институтская, 6, к. 5)
Приведены результаты исследования работы узлов сопряжения железобетонных плит с колоннами, выполнен-
ных из бетонов разного класса по прочности, в монолитно-каркасных высотных зданиях. Кратко представлены
результаты анализа отечественных и зарубежных нормативных документов по теме исследования. На основе
обзора и обобщения результатов лабораторных испытаний узлов сопряжения плит с колоннами сформулиро-
ваны факторы, оказывающие влияние на их прочность при сжатии. Описанные в статье численные исследо-
вания работы узлов типа «плита–колонна» выполнены с проведением предварительных верификационных
расчетов, показавших хорошее совпадение с опытными данными по качественной картине разрушения и раз-
рушающим нагрузкам. На основании результатов расчетов конечно-элементных моделей средних, крайних и
угловых узлов «плита–колонна», в которых варьировались соотношения размеров колонн и толщин плит, их
классов бетона по прочности при сжатии, а также действующего усилия на плиту и его предельного значения,
предложены зависимости для расчета их прочности при сжатии.
Ключевые слова: железобетонные конструкции, высотные здания, монолитный железобетонный каркас,
стык плиты с колонной, узел «плита–колонна», высокопрочный бетон, прочность, смятие.
Для цитирования: Болгов А.Н., Иванов С.И., Сокуров А.З., Невский А.В. О расчете прочности узлов со-
пряжения железобетонных колонн и плит в монолитно-каркасных высотных зданиях // Бетон и железобетон.
2021. № 4 (606). С. 39–44.