Sitemap

Строительные материалы №10Construction materials №10

Table of contents

Н.В. БЫСТРОВ, В.А. ПОПОВ
N.V. BYSTROV, V.A. POPOV
Н.В. БЫСТРОВ, канд. техн. наук, заместитель руководителя, В.А. ПОПОВ, канд. техн. наук, начальник управления, РОСАВТОДОР (Москва)

Представлены задачи и пути их решения в плане системного подхода к применению новых материалов и технологий с одновременным повышением качества применяемых материалов и выполняемых работ. Перечислены важнейшие направления и пути решения поставленных задач. Увеличен объем работ по принятию национальных стандартов в области дорожного движения. Ведется работа по созданию новых производств, направленных на выпуск дорожного битума и материалов на их основе. Все мероприятия, разработанные РОСАВТОДОРом, направлены на увеличение межремонтных сроков и общего срока службы автомобильных дорог.

N.V. BYSTROV, Candidate of Technical Sciences, Deputy Head, V.A. POPOV, Candidate of Technical Sciences, Head of Department, ROSAVTODOR (Moscow) The Use of Innovations in Road-Building Materials Science

Problems and ways of their solution in terms of the system approach to the use of new materials and technologies with simultaneous improvement of quality of materials used and works executed are presented. The most important directions and ways of solution of assigned tasks are listed. The volume of works aimed at approval of national standards in the field of road traffic is increased. Work on creation of new productions, aimed at the manufacture of road bitumen and materials on their basis, is underway. All the measures developed by ROSAVTODOR are directed to increasing the inter-repair periods and total service life of automobile roads.
В.И. КОЧНЕВ, Э.В. КОТЛЯРСКИЙ
V.I. KOCHNEV, , E.V. KOTLYARSKY
В.И. КОЧНЕВ, инженер (eco46@mail.ru), Э.В. КОТЛЯРСКИЙ, канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Статья посвящена первому блоку автоматизированной программы для проектирования состава асфальтобетонной смеси с требуемыми структурно-механическими свойствами. Представлены основные принципы работы алгоритма, рассмотрены характеристики исходных материалов асфальтобетонной смеси и их влияние на смесь в целом.

Ключевые слова: автоматизация, асфальтобетон, проектирование состава, исходные данные.

V.I. KOCHNEV, engineer (eco46@mail.ru), E.V. KOTLYARSKY, Candidate of Technical Sciences, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)

Automated Program of Designing of Asphalt Concrete Mixes with Desired Structural-Mechanical Properties. Part 1. Block of Initial Data
The article is devoted to the first block of the automated program for designing the composition of an asphalt concrete mix with desired structural-mechanical properties. Basic principles of the algorithm work are presented; characteristics of initial materials for the asphalt concrete mix and their influence on the mix as a whole are considered.
Key words: automation, asphalt concrete, design of composition, initial data.
А.В. РУДЕНСКИЙ, О.Н. НИКОНОВА, М.Г. КАЗИЕВ
A.V. RUDENSKY, O.N. NIKONOVA, M.G. KAZIEV
А.В. РУДЕНСКИЙ, д-р техн. наук, ГУП НИИМосстрой; О.Н. НИКОНОВА, инженер, ЗАО «МДС-ГРУПП»; М.Г. КАЗИЕВ, инженер, ЗАО Холдинговая компания «Композит» (Москва)

Повышение долговечности асфальтобетонов введением активного комплексного модификатора 10 Рассмотрено использование активного комплексного модификатора (АКМ) для улучшения свойств асфальтобетона. В составе АКМ использовались добавки активаторов, резиновой крошки и структурирующих полимерных волокон. Одновременно может быть достигнуто повышение устойчивости асфальтобетона по критериям водостойкости, трещиностойкости и сдвигоустойчивости.

Ключевые слова: асфальтобетон, активаторы, рези- новая крошка, структурирующие волокна, водостой- кость, трещиностойкость, сдвигоустойчивость.

A.V. RUDENSKY, Doctor of Technical Sciences, GUP NIIMosstroy; O.N. NIKONOVA, ZAO “MDS-GRUPP”; M.G. KAZIEV, engineer, ZAO Holding Company “Composite” (Moscow)

Increase of Durability of Asphalt Concretes by Introducing the Active Complex Modifier
The use of the active complex modifier (ACM) for improvement of asphalt concrete properties is considered. The ACM includes additives of activators, rubber crumb, and structure-forming polymer fibers. At the same time the improvement of asphalt concrete stability can be achieved on such criteria as the water resistance, crack resistance and shear resistance.
Key words: asphalt concrete, activators, rubber crumb, structure-forming fibers, water resistance, crack resistance, shear resistance.
М.Н. АЛЕХИНА, Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, Н.В. МОТИН, И.Ю. САРЫЧЕВ
M.N. ALEKHINA, Yu.E. VASILIEV, N.V. MOTIN, I.Yu. SARYCHEV
М.Н. АЛЕХИНА, инженер, ООО «Газпром ВНИИГАЗ»; Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Н.В. МОТИН, канд. техн. наук, И.Ю. САРЫЧЕВ, ЗАО «Союз-Лес» (Москва)

Показано, что применение модифицированной серы для производства сероасфальтобетонных смесей при устройстве дорожных покрытий позволяет обеспечить должное уплотнение и необходимые физико-механические свойства сероасфальтобетона. Разработанная технология модифицированной серы позволила обеспечить условия для получения сероасфальтобетонных смесей, которые могут быть должным образом уплотнены. Испытания литых сероасфальтобетонных смесей подтвердили возможность обеспечения коэффициента сцепления на таких покрытиях 0,45–0,55. За год эксплуатации экспериментальных участков дорог колея не превысила 5 мм, что значительно ниже, чем на участках с традиционным асфальтобетоном.

Ключевые слова: сероасфальтобетонные смеси, уплот- нение, литой сероасфальтобетон, сера, температура кри- сталлизации.

M.N. ALEKHINA, engineer, “GazpromVNIIGAZ” LLC; Yu.E. VASILIEV, Candidate of Technical Sciences, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI), N.V. MOTIN, Candidate of Technical Sciences, I.Yu. SARYCHEV, ZAO “SoyuzLes”(Moscow)

Sulfur Asphalt Concrete Mixes
It is shown, that the use of modified sulfur for the production of sulfur asphalt concrete mixes for road pavement makes it possible to ensure the proper compaction and required physical-mechanical properties of sulfur asphalt concrete. The developed modified sulfur technology ensures the conditions for production of sulfur asphalt concrete mixes which can be properly compacted. The tests of cast sulfur asphalt concrete mixes have confirmed the possibility to ensure the coefficient of cohesion 0.45 – 0.55 on such pavements. After the year of operation the rut on experimental sections of roads does not exceed 5 mm, it is significantly lower that on sections with traditional asphalt concrete.
Key words: sulfur asphalt concrete mixes, compaction, cast sulfur asphalt concrete, sulfur, crystallization temperature.
Р.М. ЧЕРСКОВ, К.А. ДЬЯКОВ, Е.В. ЗИНЧЕНКО
R.M. CHERSKOV, K.A. DIAKOV, E.V. ZINCHENKO
Р.М. ЧЕРСКОВ, канд. техн. наук, заместитель начальника отдела лабораторного контроля и сопровождения строительства, К.А. ДЬЯКОВ, канд. техн. наук, заместитель начальника испытательной лаборатории, ОАО «Тоннельный отряд № 44»; Е.В. ЗИНЧЕНКО, инженер, Федеральное государственное учреждение дирекция строительства дорог «Черноморье» (г. Сочи, Краснодарский край)

Рассмотрены основные мероприятия по решению проблемы образования отраженных трещин в асфальтобетонных покрытиях на цементобетонном основании. Дано обоснование эффективности применения трещинопрерывающих слоев из резинированных асфальтобетонов. Описаны особенности и преимущества новой технологии получения резинированных асфальтобетонов, учитывающей зарубежный и отечественный опыт применения подобных материалов. Представлены данные по улучшению с помощью разработанной технологии физико-механических характеристик вяжущих и асфальтобетонов.

Ключевые слова: резинированный асфальтобетон, ре- зинобитумные вяжущие, трещинопрерывающие слои, дол- говечность асфальтобетонных покрытий

R.M. CHERSKOV, Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of Department of laboratory control and support of construction, K.A. DIAKOV, Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of Testing Laboratory, OAO “Tonnelny otryad № 44”; E.V. ZINCHENKO, engineer, Federal State Enterprise Management of Road Construction “Chernomorie” (Sochi, Krasnodar Krai)

Technology of Production of High-Strength Rubberized Asphalt Concretes
Basic measures for solving the problem of formation of reflected cracks in asphalt concrete pavements on the cement concrete base are considered. The substantiation of the efficiency of using the crack-interrupting layers made of rubberized asphalt concretes is given. Features and advantages of the new technology of production of rubberized asphalt concretes with due regard for the foreign and domestic experience in using such materials are described. Data on improvement of physical-mechanical properties of binders and asphalt concretes with the help of the technology developed are presented.
Key words: rubberized asphalt concrete, rubber bitumen binders, crack-interrupting layers, durability of asphalt concrete pavements.
С.Н. ТОЛМАЧЕВ, И.Г. КОНДРАТЬЕВА
S.N. TOLMACHEV, I.G. KONDRATIEVA
С.Н. ТОЛМАЧЕВ, канд. техн. наук, И.Г. КОНДРАТЬЕВА, канд. техн. наук, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет (Украина)

Приведены результаты исследования смачивания гранита, кварцита и мрамора водными растворами суперпластификаторов. Показано, что существует зависимость между характером смачивания горных пород и прочностью бетона, изготовленного с заполнителем на их основе. Зависимость может характеризовать совместимость суперпластификаторов и применяемых заполнителей различного минерального состава.

Ключевые слова: смачивание, горная порода, суперпла- стификатор, прочность бетона, минеральный состав.

S.N. TOLMACHEV, Candidate of Technical Sciences, I.G. KONDRATIEVA, Candidate of Technical Sciences, the Kharkov National Automobile and Highway University (Ukraine)

Research in Wetting of Substrate Layers of Different Mineral Compositions with Surfactant Solutions
Results of the study of wetting of granite, marble, and quartzite with water solutions of superplasticizers are presented. It is shown, that there is a dependence between the character of the rocks wetting and the strength of concrete produced with filler on their basis. This dependence may characterize the compatibility of superplasticizers and fillers of different mineral compositions.
Key words: wetting, rock, superplasticizer, concrete strength, mineral composition.
М.К. ПОЗДНЯКОВ
M.K. POZDNYAKOV
М.К. ПОЗДНЯКОВ, инженер (pozdnyakov_mk@mail.ru), ведущий эксперт ФГУ «Росдортехнология», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Рассмотрены основные типы колеи на асфальтобетонных покрытиях, проведен краткий анализ причин их образования,а также рассмотрены методы испытания, позволяющие оценить сопротивляемость асфальтобетона колееобразованию.Приведена характерная кривая колееобразования с анализом каждого участка и факторов, влияющих на образование пластической колеи, а также результаты исследований влияния отдельных свойств смеси на сопротивляемость колееобразованию.

Ключевые слова: колейность, пластическое колее- образование, лабораторные методы испытания дорожной нагрузкой, сопротивление колееобразованию, кривая обра- зования колеи, повышение стойкости к образованию колеи.

M.K. POZDNYAKOV, engineer(pozdnyakov_mk@mail.ru), leading expert, Federal State Institution “Rosdortekhnologiya”, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)

Influence of Asphalt Concrete Mixes Properties on Resistance to Rut Formation
Main types of a rut on asphalt concrete pavements are considered; reasons for their formation are briefly analyzed; methods of testing making it possible to evaluate the resistance of asphalt concrete to rut formation are also considered. The characteristic curve of rut formation with the analysis of each section and factors influencing on the formation of a plastic rut as well as the results of the study of influence of some properties of a mix on resistance to rut formation are presented.
Key words: rut, plastic rut formation, laboratory methods of testing with road load, resistance to rut formation, rut formation curve, increase in resistance to rut formation.
К.Г. ПУГИН
K.G. PUGIN
К.Г. ПУГИН, канд. техн. наук, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Дорожное строительство требует большого количества природных ресурсов. Приведенные исследования позволяют сделать вывод о возможности замены природного минерального порошка на отходы металлургического комбината в асфальтобетонах.

Ключевые слова: отходы металлургических комбина- тов; металлургический шлак, асфальтобетон, дорога, экология.

K.G. PUGIN, Candidate of Technical Sciences, the Perm State National Research Polytechnic University

The Use of Metallurgy Waste in Asphalt Concretes
The road construction requires a large amount of natural resources. The studies carried out makes it possible to draw a conclusion about possibility to replace in asphalt concretes the natural mineral powder with metallurgical works waste.
Key words: metallurgical works waste, metallurgical slag, asphalt concrete, road, ecology
В.Г. НИКОЛЬСКИЙ
V.G. NIKOLSKY
В.Г. НИКОЛЬСКИЙ, канд. хим. наук, заведующий лабораторией физикохимии высокодисперсных материалов, Институт химической физики РАН (Москва)

Представлен роторный диспергатор на основе наковальни Бриджмена для полимеров и резины. Приведен анализ структурных изменений в измельчаемых материалах. Дано описание разработанной многофункциональной машины, позволяющей в промышленных масштабах производить порошок в том числе резины с измельчением частиц до размера наноуровня. Разработан модификатор для асфальтобетонных смесей, значительно улучшающий качественные показатели (усталостную долговечность, сопротивление колееобразованию, экономичность).

Ключевые слова: пластическое течение, наковальня Бриджмена, стадия разрушения, высокотемпературное сдвиговое измельчение, ротор-диспергатор, нанопорошки резины, модификаторы асфальтобетона.

V.G. NIKOLSKY, Candidate of Chemical Sciences, Head of Laboratory of Physical Chemistry of Ultrafine materials, the Institute of Chemical Physics of RAS (Moscow)

Useful Destruction

The rotor disperser on the basis of the Bridgman anvil for polymers and rubber is presented. The analysis of structural changes in grinded materials is carried out. The description of the developed multifunctional machine making it possible to produce the powder commercially including rubbers with particles grinded up to the size of nanolevel is given. The modifier for asphalt concrete mixes significantly improving the qualitative indicators (fatigue durability, resistance to rut formation, efficiency) has been developed.
Key words: plastic flow, Bridgman anvil, destruction stage, high temperature shear grinding, rotor-disperser, nanopowders of rubber, asphalt concrete modifier.
М.А. ЗАВЬЯЛОВ, А.М. ЗАВЬЯЛОВ
M.A. ZAVIALOV, A.M. ZAVIALOV
М.А. ЗАВЬЯЛОВ, А.М. ЗАВЬЯЛОВ, доктора техн. наук, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) (Омск)

Предложен подход, базирующийся на применении аппарата теории катастроф, который позволяет рассчитать продолжительность постстроительного периода жизненного цикла дорожного асфальтобетонного покрытия. Этот подход дает возможность по-новому взглянуть на характер и динамику процессов разрушения материала. Постстроительный период, несмотря на сравнительную непродолжительность, во многом определяет будущие потребительские свойства транспортного сооружения.

Ключевые слова: постстроительный период, свойства материала, дорожное асфальтобетонное покрытие, само- организация диссипативных структур, точка бифуркации

M.A. ZAVIALOV, A.M. ZAVIALOV, Doctors of Technical Sciences, the Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI) (Omsk)

Post-Construction Period of Life-Cycle of Road Asphalt Concrete Pavement: Synergetic Tendencies of Material Properties
An approach based on the use of the catastrophe theory apparatus is offered; it makes it possible to calculate the length of the post-construction period of the life-cycle of road asphalt concrete pavement. This approach gives an opportunity to take a new look at the nature and dynamics of the processes of destruction of a material. Despite the relative brevity, the post-construction period largely determines the future consumer properties of the transport facility.
Key words: post-construction period, material properties, road asphalt concrete pavement, self-organization of dissipative structures, bifurcation point.
Э.В. КОТЛЯРСКИЙ
E.V. KOTLYARSKY
Э.В. КОТЛЯРСКИЙ, канд. техн. наук, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Рассмотрены научно-методические основы количественной оценки структурно-механических свойств композиционных материалов на основе органических вяжущих с использованием основных положений физико-химической механики и теории контактных взаимодействий. На основе полученных экспериментальных результатов сформулированы этапы структурообразования асфальтобетона. Предложена методика проектирования асфальтобетона по требуемому комплексу показателей структурно-механических свойств.

Ключевые слова: асфальтобетон, физико-химическая механика, теория контактных взаимодействий, струк- турообразование, методика проектирования.

E.V. KOTLYARSKY, Candidate of Technical Sciences, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)

Scientific and Methodological Principles of Quantitative Assessment of Structural-Mechanical Properties of Composite Materials on the Basis of Organic Binders
The scientific and methodological principles of the quantitative assessment of structural-mechanical properties of composite materials on the basis of organic binders using the basic provisions of physico-chemical mechanics and the theory of contact interactions are considered. On the basis of the obtained experimental results, the stages of structure formation of asphalt concrete are formulated. The methods of designing of asphalt concrete according to the required set of parameters of the structural-mechanical properties are proposed.
Key words: asphalt concrete, physico-chemical mechanics, theory of contact interactions, structure formation, methods of designing.
А.В. КОЧЕТКОВ, Н.Е. КОКОДЕЕВА, М.В. СТЕПАНОВ, М.В. ВЬЮГОВ, Е.М. ХИЖНЯК
A.V. KOCHETKOV, N.E. KOKODEEVA, M.V. STEPANOV, Project Chief Engineer, OOO “M-Dorservice”, Moscow; M.V. VIYUGOV E.M. KHIZHNYAK
А.В. КОЧЕТКОВ, д-р техн. наук, профессор, член президиума Российской академии транспорта, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Н.Е. КОКОДЕЕВА, канд. техн. наук, Саратовский государственный технический университет; М.В. СТЕПАНОВ, главный инженер проекта, ООО «М-Дорсервис», Москва; М.В. ВЬЮГОВ, директор ООО «ФОРТЕК», Саратов; Е.М. ХИЖНЯК, начальник отдела ОАО «ВАТИ», (г. Волжский, Волгоградская обл.)

На основе теоретико-вероятностного подхода предлагается оценка степени риска разрыва шва геотехнической арматуры и определены ее статистические показатели качества. Приведены примеры расчета с применением разработанной методики, реализованной в вычислительном программном модуле «Качество–риск-2010».

Ключевые слова: нормирование, геосинтетические ма- териалы, коэффициент вариации, теоретико-вероят- ностный подход, арматура.

A.V. KOCHETKOV, Doctor of Technical Sciences, professor, member of Presidium, the Russian Transport Academy, the Perm State National Research Polytechnical University; N.E. KOKODEEVA, Candidate of Technical Sciences, the Saratov State Technical University; M.V. STEPANOV, Project Chief Engineer, OOO “M-Dorservice”, Moscow; M.V. VIYUGOV, Director, OOO “FORTEK”, Saratov; E.M. KHIZHNYAK, Head of Department, OAO “VATI” (Volzhsky, Volgograd Oblast)

Rationing on the Basis of Risk Degree Assessment of Statistical Indicators of the Quality of Production of Geosynthetic Materials and Products
The assessment of the risk degree of rupture of geotechnical accessories joint is proposed on the basis of theoretical-probabilistic approach; its statistical indicators of quality are determined. Examples of the calculation using the developed methods realized in the computer software module "Quality-Risk-2010" are presented.
Key words: rationing, geosynthetic materials, factor of variation, theoretical-probabilistic approach, accessories.
Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, В.М. ПРИХОДЬКО
Yu. E. VASILIEV, V.M. PRIKHODKO
Ю.Э. ВАСИЛЬЕВ, канд. техн. наук, В.М. ПРИХОДЬКО, чл.-корр. РАН, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Приведено подробное описание разработок МАДИ по созданию передвижных дорожных лабораторий – автоматизированных дорожных сканеров «АДС-МАДИ». Передвижные лаборатории обеспечили возможность исследовать динамику изменения состояния дорожных покрытий, в том числе образование колейности. На каждом из стендов может быть уложено до трех секций из различных асфальтобетонных смесей, что позволяет осуществить сравнительные испытания покрытий, выбрать оптимальные технические решения.

Yu. E. VASILIEV, Candidate of Technical Sciences, V.M. PRIKHODKO, Corresponding Member of RAS, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)

On the Issue of the Quality of Road Surfaces
The detailed description of the developments of the MADI, mobile road laboratories - automated road scanners "ADS-MADI", is presented. Mobile laboratories make it possible to study the dynamics of changes of condition of road surfaces, including the rut formation. On each of the stands up to three sections made of different asphalt-concrete mixes may be laid that permits to carry out comparative tests of coatings, to choose the optimal technical solutions.
А.В. КОРОЧКИН
A.V. KOROCHKIN
А.В. КОРОЧКИН, канд. техн. наук, главный инженер ООО «Транспроект», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Представлен детальный анализ существующих методик и алгоритмов расчета трещиностойкости асфальтобетонных покрытий жесткой дорожной одежды. Приведены положения существующих расчетов, используемые приемы, параметры, а также результаты исследований. Проведено сопоставление с методикой и последовательностью расчетов, предлагаемых в нормативных документах. Сформулированы выводы о развитии теории вычислений трещиностойкости и перспективах применения конструкции жесткой дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием.

Ключевые слова: цементобетон, асфальтобетон, от- раженные трещины, напряжения, долговечность.

A.V. KOROCHKIN, Candidate of Technical Sciences, Chief Engineer, OOO “Transproekt”, the Moscow State Automobile and Road Technical University (MADI)

Problem of Reflected Cracks in Asphalt Concrete Pavement Laid on Cement Concrete Base
A detailed analysis of the existing methods and algorithms of calculation of crack resistance of asphalt concrete coatings of road rigid pavement is presented. The provisions of the existing calculations, methods used, parameters, as well as the results of the investigation are given. The comparison with the methods and sequence of calculations proposed in the standard specifications is made. Conclusions on the development of the theory of computations of crack resistance and prospects of application of the design of rigid pavement with asphalt concrete covering are formulated.
Key words: cement concrete, asphalt concrete, reflected cracks, stress, durability
Б.Г. ПЕЧЕНЫЙ, В.Л. КУРБАТОВ, Е.А. ДАНИЛЬЯН, В.Г. ПОТЕМКИН
B.G. PECHENY, V.L. KURBATOV, E.A. DANILIYAN V.G. POTEMKIN
Б.Г. ПЕЧЕНЫЙ, д-р техн. наук, В.Л. КУРБАТОВ, д-р экон. наук, Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (г. Минеральные Воды, Ставропольский край); Е.А. ДАНИЛЬЯН, канд. техн. наук, Северо-Кавказский государственный технический университет (Ставрополь); В.Г. ПОТЕМКИН, инженер (skf-bgtu@yandex.ru), Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Дано описание лабораторных установок и устройств для определения внутренних напряжений и трещиностойкости материалов, в частности применяемых для дорожных покрытий. Предложено устройство, в котором образцы для испытаний готовят в форме, в ней же производят испытания при охлаждении, определяют внутренние напряжения и температуру растрескивания. Материалы захватов и боковых пластин подбирают с условием, чтобы термическое расширение-сужение захватов полностью компенсировало расширение-сужение боковых пластин, что обеспечивает постоянство длины защемленного в захватах образца при его охлаждении-нагревании.

Ключевые слова: внутренние напряжения, трещино- стойкость, устройства и методы определения.

B.G. PECHENY, Doctor of Technical Sciences, V.L. KURBATOV, Doctor of Economic Sciences, the North-Caucasian Branch of the Belgorod State Technology University named after V.G. Shukhov (Mineralnye Vody, Stavropol Krai); E.A. DANILIYAN, Candidate of Technical Sciences, the North Caucasus State Technical University (Stavropol); V.G. POTEMKIN, engineer (skf-bgtu@yandex.ru), the Belgorod State Technology University named after V.G. Shukhov

Device for Determination of Internal Stresses and Crack Resistance of Materials in Road Pavements
There is a description of laboratory units and devices for determination of internal stresses and crack resistance of materials used for road pavements in particular. The device in which samples for testing are prepared in the form, to conduct the test at cooling in it, to determine the internal stresses and cracking temperature is proposed. Materials for clamps and side plates are selected on condition that the thermal expansion-contraction of clamps fully compensates the expansion-contraction of side plates ensuring thereby the permanency of the length of the sample gripped in clamps in the course of its cooling-heating.
Key words: internal stresses, crack resistance, devices and methods of determination.
К.А. ДЬЯКОВ, Р.М. ЧЕРСКОВ, Е.В. ЗИНЧЕНКО, И.Г. ОВЧИННИКОВ
K.A. DIAKOV, R.M. CHERSKOV, E.V. ZINCHENKO, I.G. OVCHINNIKOV
К.А. ДЬЯКОВ, канд. техн. наук, Р.М. ЧЕРСКОВ, канд. техн. наук, ОАО «Тоннельный отряд № 44»; Е.В. ЗИНЧЕНКО, инженер, Федеральное государственное учреждение дирекция строительства дорог «Черноморье» (г. Сочи, Краснодарский край), И.Г. ОВЧИННИКОВ, д-р техн. наук, Саратовский государственный технический университет

Рассмотрена проблема разработки современных конструкций дорожных одежд на мостах с железобетонной плитой проезжей части. Проанализирован ряд конструкций дорожных одежд и гидроизоляции и показано, какие конструкции обеспечивают необходимую сопротивляемость сдвиговым деформациям. Использование таких конструкций позволит повысить долговечность дорожных одежд на мостовых сооружениях.

Ключевые слова: дорожные одежды на мостах, гидро- изоляция, сопротивление сдвиговым деформациям, литой асфальтобетон, вибролитой асфальтобетон.

K.A. DIAKOV, Candidate of Technical Sciences, R.M. CHERSKOV, Candidate of Technical Sciences, OAO “Tonnelny otryad № 44”; E.V. ZINCHENKO, engineer, Federal State Enterprise Management of Road Construction “Chernomorie” (Sochi, Krasnodar Krai); I.G. OVCHINNIKOV, Doctor of Technical Sciences, the Saratove State Technical University

Influence of Types of Waterproofing and Road Pavement of Bridgeworks on Resistance to Shearing Strain
The problem of development of modern designs of road pavements on bridges with a reinforced concrete plate of the carriageway is considered. A number of designs of road pavements and waterproofing are analyzed and it is shown what types of design ensure the necessary resistance to the shearing strains. The use of such structures will make it possible to increase the durability of road pavements on the bridges.
Key words: road pavements on bridges, waterproofing, resistance to shearing strains, cast asphalt concrete, vibrocast asphalt concrete.
Д.Е. БАРАБАШ, В.В. ВОЛКОВ, А.И. ЧЕРНИКОВ
D.E. BARABASH,V.V. VOLKOV, A.I. CHERNIKOV
Д.Е. БАРАБАШ, д-р техн. наук, В.В. ВОЛКОВ, канд. физ.-мат. наук, А.И. ЧЕРНИКОВ, канд. техн. наук, Военный авиационный инженерный университет (Воронеж)

Представлены результаты исследований по проектированию рецептур гидрофильных герметиков, обеспечивающих надежную защиту швов аэродромных и дорожных покрытий. Приведены данные по активации наполнителя-бентонита, свидетельствующие об улучшении эксплуатационных характеристик разрабатываемых герметиков. Показаны направления совершенствования качества герметизирующих материалов для автомобильных дорог и аэродромов.

Ключевые слова: бентонит, жидкие каучуки, гидро- фильные герметики.

D.E. BARABASH, Doctor of Technical Sciences, V.V. VOLKOV, Candidate of Physical-Mathematic Sciences, A.I. CHERNIKOV, Candidate of Technical Sciences, the Military Aircraft Engineering University (Voronezh)

Hydrophilic Sealants for Automobile Roads and Airfields
Results of the studies aimed at formulation of hydrophilic sealants, providing reliable protection of the joints of airfields and road surfaces are presented. Data on the activation of the filler-bentonite confirming the improvement of operational characteristics of sealants developed are given. The ways of improvement of the quality of sealing materials for motor roads and airfields are shown.
Key words: bentonite, liquid rubber, hydrophilic sealants.
А.В. ЧЕРНЯКОВ
A.V. CHERNYAKOV
А.В. ЧЕРНЯКОВ, канд. техн. наук (e-mailwork@mail.ru), ООО «НПО «Космос» (Москва)

Показано, что для анализа и прогноза долговечности грунтобетона целесообразно применять модель, в которой грунтобетон рассматривается как мелкозернистый (песчаный) бетон, отличающийся наличием грунта в качестве заполнителя и высоким водосодержанием смеси. При этом низкую морозостойкость и коррозионную стойкость грунтобетона можно объяснить высокой открытой капиллярной пористостью, образованной как капиллярами агрегатов грунта и цементного камня, так и воздушными порами в агрегатах грунта в грунтобетоне. Предложено учитывать полученные прогнозные результаты при проектировании сооружений, устраиваемых струйной технологией, при разработке соответствующих технологических регламентов, а также оценивать морозостойкость грунтобетона на стадии пробного бетонирования.

Ключевые слова: грунтобетон, грунтобетонная смесь, агрегаты связного грунта, воздушная, условно-закрытая и открытая капиллярная пористость, струйная технология, морозостойкость, коррозия 1-го вида (выщелачивание).

A.V. CHERNYAKOV, Candidate of Technical Sciences (e-mailwork@mail.ru), OOO “NPO “Kosmos” (Moscow)

Evaluation of Durability of Soil-Concrete in Jet Technology
It is shown that for the analysis and prediction of durability of soil-concrete it is appropriate to apply the model in which the soil-concrete is regarded as a fine-grained (sandy) concrete distinguished by the presence of soil as a filler and the high water content of the mixture. In the process the low frost resistance and corrosion resistance of soil-concrete can be attributed to the high open capillary porosity, formed both by capillaries of soil and cement stone aggregates and air pores in the soil aggregates in soil-concrete. It is proposed to take into account the acquired forecast results in the design of structures made using the jet technology, in the course of development of appropriate technological regulations, and also to estimate the frost-resistance of soil-concrete at the stage of the trial concreting. Key words: soil-concrete, soil-concrete mix, aggregates of cohesive soil, air, conditionally closed and open capillary porosity, jet technology, frost resistance, corrosion of the 1st type (leaching).
В.В. СТРОКОВА, И.В. ЖЕРНОВСКИЙ, Т.В. ДМИТРИЕВА
V.V. STROKOVA, I.V. ZHERNOVSKY, T.V. DMITRIEVA
В.В. СТРОКОВА, д-р техн. наук, И.В. ЖЕРНОВСКИЙ, канд. геол.-мин. наук, Т.В. ДМИТРИЕВА, инженер (tdmitrieva-bel@yandex.ru), Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Изложены вопросы, связанные с интерпретацией механизмов взаимодействия низкомолекулярных органических комплексов биологически активной смеси олигосахаридов (БАСО) со слоистыми алюмосиликатными минеральными компонентами глинистых грунтов. Предложенная феноменологическая модель может служить прогнозной основой эффективности применения БАСО при создании высокоэффективных стабилизированных грунтов с различным петроструктурным составом.

Ключевые слова: стабилизация грунтов, глинистые минералы, олигосахариды.

V.V. STROKOVA, Doctor of Technical Sciences, I.V. ZHERNOVSKY, Candidate of Geological-Mineralogical Sciences, T.V. DMITRIEVA, engineer (tdmitrieva-bel@yandex.ru), the Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

Phenomenological Model of Clay Soils Stabilization with Low-Molecular Organic Complexes
The issues associated with the interpretation of the mechanisms of interaction of low-molecular organic complexes of biologically active mixture of oligosaccharides (BAMO) with layered alumina-silicate mineral components of clay soils are expounded. The proposed phenomenological model can serve as a predictive basis of the effectiveness of BAMO application in the course of creation of high-performance stabilized soils with different petrostructural compositions.
Key words: soils stabilization, clay minerals, oligosaccharides
В.Н. СВЕЖИНСКИЙ
V.N. SVEZHINSKY
В.Н. СВЕЖИНСКИЙ, генеральный директор ЦИТИ «Дорконтроль» (Москва)

Описаны сравнительные испытания материалов для дорожной разметки, проводившиеся в России и странах Западной Европы. Дано описание полевых испытаний красок, термопластиков и холодных пластиков, возобновленных с 2009 г. в новом формате в трех регионах Российской Федерации (Воронежская, Новосибирская и Ленинградская области) при поддержке Росавтодора

Ключевые слова: материалы для дорожной разметки, полевые испытания, краска для дорожной разметки, тер- мопластик, холодный пластик, контроль качества раз- метки, лаборатория ЦИТИ «Дорконтроль», выбор мате- риалов для дорожной разметки.

V.N. SVEZHINSKY, General Director, TSITI “Dorkontrol” (Moscow)

Field Test of Marking Materials
The comparative tests of materials for road marking held in Russia and the countries of Western Europe are described. The description of the field-testing of paints, thermoplastics and cold plastics, renewed in 2009 in the new format in three regions of the Russian Federation (Voronezh, Novosibirsk and Leningrad oblasts) with the support of Rosavtodor is presented.
И.М. БАРАНОВ
I.M. BARANOV
И.М. БАРАНОВ, канд. техн. наук, ООО «НТЦ ЭМИТ» (Москва)

Приведены результаты исследований по разработке состава и технологии производства безобжиговой пенокерамики плотностью 150–550 кг/м3 с высокими показателями физико-механических свойств, водостойкостью и температурой эксплуатации до 1200оС, получаемой из неорганических алюмосиликатных полимеров.

I.M. BARANOV, Candidate of Technical Sciences, OOO “NTTS EMIT” (Moscow)

Properties and Production of Unfired Foamed Ceramic
The results of studies on the development of the composition and technology of production of unfired foamed ceramic of 150-550 kg/m3 density with high indices of physical-mechanical properties, water resistance and operation temperature of up to 1200 ºC manufactured from inorganic alumina-silicate polymers are presented
С.П. АРЖАНУХИНА
S.P. ARZHANUKHINA
С.П. АРЖАНУХИНА, канд. техн. наук, ФГУП «РОСДОРНИИ» (Москва)

Рассмотрены технологические процессы, используемые на ООО «Зиракс», производства безводного хлорида кальция и противогололедных материалов на его основе. Подробно рассмотрена схема производства композитного компактированного противогололедного материала Айсмелт (хлористый кальций – натрий модифицированный).

Ключевые слова: безводный хлорид кальция, противо- гололедный материал, раствор, технологическая схема производства.

S.P. ARZHANUKHINA, Candidate of Technical Sciences, FGUP “ROSDORNII”(Moscow)

Technology of Production and Application of Deicing Materials on the Basis of Water-Free Calcium Chloride
Technological processes used at OOO “Ziraks” for production of water-free calcium chloride and deicing materials on its basis are considered. The scheme of production of composite, compacted deicing material Icemelt (calcium chloride – sodium modified) is analyzed in detail.
Key words: water-free calcium chloride, deicing material, solution, flow chart of production
НОВОСТИ
El_podpiska СИЛИЛИКАТэкс keramtex 2025 elibrary Тротуарная плитка