Для выяснения причин и механизма разрушения бетона, а также для повышения его строительно-технических свойств необходимо знание фазовых превращений, протекающих при кристаллизации системы эттрингит – таумасит. Авторами предлагается электрохимический способ синтеза системы эттрингит – таумасит. Этот способ позволяет проводить ускоренный синтез кристаллической системы непосредственно в бетоне, а также дает возможность количественно оценить кинетику коррозионного разрушения материала.
Выполнена оценка влияния ультрадисперсных наполнителей с удельной поверхностью, равной 1200–1600 м2/кг, на кинетику набора прочности цементного камня. Проведенные исследования свидетельствуют о возможности частичной или полной замены товарных микрокремнеземов тонкоизмельченными автоклавированными отходами, что позволит расширить сырьевую базу модификаторов высокопрочного бетона. Активизирующее действие химически активного высокодисперсного автоклавированного отхода силикатного кирпича не уступает высокодисперсному микрокремнезему.
В работе исследованы реологические свойства и кинетика набора структурной прочности радиационнозащитных растворов на основе высокоглиноземистого цемента. Показано влияние различных модифицирующих добавок на водопотребность смеси и продолжительность периодов структурообразования строительных растворов для защиты от радиации. Разработан состав комплексной добавки, которая классифицируется как суперпластификатор.
Предложен новый современный экспресс-метод определения теплопроводности строительных материалов с применением плазмотрона. Метод дает погрешность в определении не более 10%.
Установлено, что тонкомолотые отходы химической промышленности могут быть использованы для производства высокоэффективных барийсодержащих вяжущих материалов. Разработана ресурсо- и энергосберегающая технология получения барийсодержащих цементов.
Выявлено подобие кинетики структурообразования природных и искусственных композитов на примере грунтов региона КМА и грунтобетонов на их основе. Предложена модель структурных трансформаций при получении грунтобетонов в системе глинистые породы – известьсодержащие отходы – цемент, позволяющая синтезировать структуры с заранее заданными свойствами и прогнозировать предпосылки возникновения определенных структур в эксплуатационный период.
Для формирования плотной и жесткой структуры слоя основания автомобильной дороги расчет и подбор зернового состава щебня и заполнение пустот между зернами крупной фракции в смеси с мелкими является крайне необходимым. Поэтому подбор и расчет высокоплотной смеси из продуктов дробления метаморфических горных пород следует вести с учетом содержания пластинчатых зерен в каждой фракции. Использование редлагаемого метода проектирования бетона позволит снизить сроки укатки и себестоимость строительства автомобильных дорог, уменьшить материалоемкость конструкции, повысить качество щебеночных оснований.